Основные правила иерархического поведения.

Основные правила иерархического поведения.

Сообщение talash » 13 дек 2015, 19:22

http://paleoforum.ru/index.php/topic,9215.0.html

Прошу пардону. Буду называть людей говорящими приматами. Считаю это название более подходяще их примитивному поведению. :)

У говорящих приматов борьба за место под солнцем идёт на трёх уровнях: индивидуальном, группировочном и стадном. Соответственно существует три типа агрессии.

Самая мягкая это индивидуальная агрессия, она ритуализована и у взрослых говорящих приматов проявляется в основном под видом предъявления претензий. При помощи этого типа агрессии приматы определяют своё место в группировке.

Группировка складывается из особей постоянно лично контактирующих друг с другом. Иметь свою группировку говорящему примату необходимо, иначе он окажется беззащитен перед другими группировками. На уровне группировок также идёт конкуренция и группировочная агрессия более жестока, чем индивидуальная.

Но самая жестокая это стадная агрессия. Говорящие приматы объединяются в стада под различные символы, лозунги, идеи и т.п.

Таким образом, вокруг любого сколь-нибудь значимого ресурса, начинается инстинктивная групповая борьба. В том числе и вокруг финансовых ресурсов, выделяемых на науку, идёт эта борьба.

Многие люди не замечают подобного. Но это лишь потому, что они не ведут борьбу за ресурсы. А где есть ресурс там всегда вот это.


А у людей в качестве груминга выступает любое эмоционально положительное взаимодействие. Например, общение. При помощи груминга образуются невидимые социальные связи. И далее особи не сговариваясь преследуют групповые интересы, например, поддерживают друг друга в конфликтах.

Ну и получается. Один учёный работает, а другие социальные связи укрепляют. Затем одиночка делает открытие, а группа говорит, что Вас здесь не стояло, это мы всё придумали. Это как у Пуанкаре "отжали" теорию относительности. И это ещё не худший вариант. Бывает, что умных учёных у кого можно отжать открытие нету и тогда группировка вводит в науку бредовые теории собственного сочинения. Надо же как-то показывать собственную ценность. И в итоге пришли к тому к чему пришли - наука встала.


Как я теперь понял, вот эти вышеописанные правила не ко всему стаду подходят. Стадо состоит из двух частей из "властоборцев" и "трудяг". И вот только первые ведут себя по этим правилам. Вторые специализируются на общественно полезном труде и в иерархических разборках участия почти не принимают. Эти два типа людей почти как касты у муравьёв, то есть люди биологически неоднородны. Властоборцы держат власть в стаде, трудяги работают. Властоборцы хоть и грызутся между собой на уровне группировок, но по отношению к трудягам всегда сплочены. Их гораздо меньше, чем трудяг, но за счёт сплочения они доминируют.

В стаде, где все друг-друга знают, между этими двумя силами устанавливается равновесие. Властоборцы не могут беспределить, так как трудяги сначала начнут роптать, а потом могут перейти и к активным действиям. Трудяги, хотя и в меньшей степени, но тоже поддерживают друг друга. В здоровом стаде противостояния между этими частями нет, властоборцы уважают лучших трудяг и продвигают их по иерархии, трудяги доверяют своей власти.

Вот это разделение первобытного стада мы можем наблюдать и в современной жизни. Только отличие в том, что в современном мире трудяги полностью разобщены, а властоборцы всё также сплочены. Равновесия нету и отсюда появляется беспредел.

В общем как-то так.


Я уже выше писал, что вижу ситуацию иначе. Есть два биологически разных типа людей, одни специализируются на борьбе за низкозатратные ресурсы это "властоборцы", другие специализируются на добыче высокозатратных ресурсов это "работяги". Разница в поведении у них примерно такая же как у ос-одиночек и общественных ос. Властоборцы контролируют распределение запасов ресурсов племени. Работяги добывают для себя и для племени ресурсы извне.

Если от этой модели перейти к современности, к Вашему примеру, то получается следующее. В современном мире у властоборцев, которые при власти, нет обратной связи с работягами, которая была в племени. Работяги недовольны и ропчут, но этот ропот властоборцам не опасен. И они склонны всё сильнее и сильнее притеснять работяг. Когда это приводит к массовому протесту, то этот протест неизменно возглавляют стремящиеся в элиту другие властоборцы и сговариваются с властоборцами, которые при власти, и сливают протест или направляют в деструктивное русло. А если протест будет такой мощный, что слить его уже не удастся, то прежнюю власть уберут и на волне протеста к власти придут новые властоборцы, обычно как две капли воды похожие на прежних.


Как я уже написал. Властоборцы специализируются на получении легкодоступных ресурсов. А работяги на добыче труднодоступных ресурсов.

Легкодоступные ресурсы нужно ещё охранять от других желающих их заполучить. Отсюда рождается характерная групповая деятельность властоборцев.

Легкодоступные ресурсы это накопления племени. На распределении накоплений и сидят властоборцы.

Добыча труднодоступных ресурсов тоже порождает характерное групповое взаимодействие, как правило, в виде сотрудничества.


Совершенно верно. Зона это как бы огороженное племя, у которого нет конкурентов. В природе же, племена жили в жёсткой конкуренции. Но вот интересно на что конкретно влияла конкуренция?

У меня есть мысль, что ключевое значение имело взаимодействие работяг. Сами по себе они не склонны к взаимодействию в отличие от властоборцев. Властоборцы делятся на кланы и конкурируют друг с другом. Это они делали и в древности в природе и делают сейчас в современном мире. Работяги же раньше взаимодействовали воюя за своё племя с другими племенами. Вот эти войны объединяли (сдруживали) работяг и они были силой не дававшей властоборцам выходить за некоторые рамки. А в тепличных условиях работяги оказываются полностью разобщены и получается то, что мы видим на зоне или в масштабе государства.
talash
Администратор
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 24 май 2013, 17:48

Re: Основные правила иерархического поведения.

Сообщение talash » 13 дек 2015, 19:24

Из Губермана:

Странной мне сперва показалась фраза одного очень хорошего человека — лагерного нашего хирурга, вольнонаемного врача, сделавшего даже карьеру некогда, но спившегося потом и сюда опустившегося, как на жизненное дно. Он спросил у меня, знакомясь, появились ли уже блатные в нашем только что возникшем отряде. Я чуть удивленно ответил, что отряд наш — сброд испуганных или хорохорящихся сопляков, и не в лагерь их надо было сдать, а просто высечь в домоуправлении при соседях. Потому что большего наказания ни их преступления, ни их характеры (в смысле грядущей опасности для общества) никак не заслуживали. Появятся у вас блатные скоро, сказал хирург. Они ведь появляются, как вши, — сами, неизвестно откуда. Я в ответ усмехнулся недоверчиво. Через месяц я убедился в полной правоте этого грустного доброго человека. Тут и мелькнула у меня мысль, быстро обросшая мелкими доказательствами, или скорее ощущениями. Я не смогу их описать, просто не умею это делать, так что лучше сразу объясню суть моей сложившейся убежденности. Кстати, чуть о важном не забыл: выдающаяся сила — тоже вовсе не обязательный для блатного признак. Очень средние, порой даже плюгавые ребята. Раз видел я, как за бараком худосочный мелкий мальчонка бил здорового и рослого парня, тот ему и не думал сопротивляться, только что-то бормотал, прикрывая лицо руками. Некое, значит, право знал избиваемый за этим хлюпиком в черном костюме блатного (мужики носят серый — тот же самый материал, но цвет стал знаком касты).

Право силы знали оба, очевидно, никаких других они не понимают прав. Кто же дал право силы хлюпику в черном?

Коллектив.

Да, да, да, коллектив, то человеческое единение, о котором веками со сладострастием твердили гуманисты всех мастей и направлений, на него возлагая надежды в построении замечательного светлого будущего. Коллектив. Община. Артель. Мафия, если хочешь. Партия.


talash писал(а):О. Хорошо написано :)

Ещё несколько цитат:
что же им еще надо иметь, чтобы к высшей касте лагеря принадлежать? Ум? Наоборот! (И это очень важно.)


Потому что убежденно полагают, что мужик должен работать и молчать. Почему? Я рискнул это спросить не однажды. Пожимали презрительно плечами. И презрение это поровну относилось к мужику и ко мне, кто спрашивал, потому что я не мог, как видно, сам понять простейшие вещи, а мужик — он позволял с собой такое, потому ведь и мужик он, а не блатной. Большего я добиться не мог, да и не надо большего, мне кажется. Позволял с собой мужик такое и тем самым плодил себе хозяев.


Но теперь о самом главном, ради чего я все это писал, кроме удовольствия с тобой заочно поболтать. Удивительно (здесь нет иного слова), как наш лагерь представляет собой страну в миниатюре. Все грубее, обнаженнее, конечно, многое смещено и чуть иначе. Но модель! Образ. Карикатура. У блатных на воле — черные «Волги», а у наших — черные костюмы. Но уверен я, что сходство взглядов, душевная мизерность и на все готовность — сходятся, как две удачные копии друг друга. А сплоченность, круговая порука, замкнутость в своей касте?! Сила черных костюмов — в их единстве, остальные — каждый сам по себе.


Я к этому тоже независимо пришёл и уже давно говорю своим знакомым и соседям, что нужно держаться вместе, не для нападения, не для смены режима и т.п., а для защиты хотя бы самых основных своих законных прав. Но как же трудно идёт дело.


У Губермана есть ещё такой стишок:

Пришел я к горестному мнению
от наблюдений долгих лет:
вся сволочь склонна к единению,
а все порядочные - нет.
talash
Администратор
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 24 май 2013, 17:48

Re: Основные правила иерархического поведения.

Сообщение talash » 30 авг 2016, 22:41

Самое большое открытие, которое лично мне дала этология это понимание того, что люди гораздо менее разумны, чем кажется.

То что ранее казалось рациональными действиями на поверку оказалось инстинктами, которые люди объясняют постфактум. Сначала идёт желание и действие, а только потом идёт объяснение, то есть рационализация произведённых действий.

По каким же инстинктивным правилам принимаются решения?

Во-первых среди людей есть два подтипа, кардинально отличающихся по своему поведению. Они отличаются также как одиночные пчёлы от общественных.

Общественные пчёлы агрессивны, могут напасть и ужалить, таким способом они защищают улей и контролируют большие цветочные поля. Нектара у них в избытке, только в улей заноси.

Одиночные же пчёлы неагрессивны, ужалить могут только в целях самообоорны. А нектар добывают кропотливым трудом.

Также и люди. Есть общественные, а есть одиночные. Первые агрессивны, вторые нет(кроме самозащиты). Только следует учесть, что в современном обществе агрессия всё больше не физическая, а вербальная и проявляется под видом предъявления претензий.

Также как общественные пчёлы контролируют источник легкодоступых ресурсов - цветочные поля, также первый вышеупомянутый подтип людей в древнем племени контролировал его припасы. А второй подтип людей эти припасы пополнял. Первых я называю властоборцы, вторых - работяги.

Отчётливее всего эти подтипы видны в уголовном мире. Блатные - властоборцы, мужики - работяги. Припасы племени - общак.

Властоборцы способны создавать иерархии. Им свойственно поведение типа доминирование - подчинение. Побеждённый в ритуализированной агрессивной схватке признаёт своё поражение и начинает подчиняться победителю.

Работяги иерархии не создают, но они тоже могут иметь различную репутацию в племени. Она зависит от оценки их рабочих качеств властоборцами.

Работяги любят властоборцев и стремятся заслужить их одобрение. Видя иерархию властоборцев они тянутся к ней, хотят стать частью общества и заслужить признание. Других работяг они недолюбливают и радуются, если властоборцы кого-то "съедают".
talash
Администратор
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 24 май 2013, 17:48


Вернуться в Этология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron